space/memorial%20estate/seva/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст пространства  /  Усадьбы  /  А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)

 А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989)
Размер шрифта: распечатать




«Сад четырёх благородных растений» (15.09 Kb)

 

Хозяин усадьбы, Китамура Киндзиро(1904-1991)- бизнесмен, занимавшийся наследственным делом семьи – лесоводством в преф. Нара.  При этом Киндзиро был истинным «человеком чая», мастером тядо, поклонником творчества Кобори Энсю, бывшим не только знаменитым ландшафтным дизайнером, архитектором, керамистом, но и известным мастером чайной церемонии. Практикуя тядо, Киндзиро увлёкся коллекционированием чайной посуды, живописных и каллиграфических свитков для токонома. Это увлечение разделяла и его любимая жена. Собранная ими коллекция произведений искусства легла в основу открытого в 1977 году Музея Китамура .

Постройки в стиле сукия для проведения чайной церемонии в усадьбе Киндзиро были поручены известному плотнику Китамура Сутэдзиро (он не состоял в родстве с Киндзиро, как это можно было бы подумать), который с успехом это поручение выполнил. Однако после поражения Японии во Второй мировой войне жилой дом был реквизирован оккупационными войсками, а  в 1955 году основательно перестроен. В 1964 году он был реконструирован по проекту признанного авторитета в области сукия-дзукури Ёсида Исоя, создавшего в усадьбе единый архитектурный ансамбль. Несмотря совершенно японский облик главного дома, построен он из железобетонных конструкций с использованием современных для того времени  материалов /Илл. 213/.

Если сразу от главных ворот свернуть налево и пойти по мощёной дорожке вдоль внешней стены, попадаешь в закуток с боковым входом в главный дом /Илл. 214, 215/. Войдя в него и миновав ряд помещений и коридор с небольшим садиком цубо, исполняющим роль светового окна, попадаешь в общую комнату с прекрасным видом на сад с чайным павильоном вдали, обставленную в европейском стиле /Илл. 216 – 218/. Через просторный зал, с которым граничит общая комната, видна длинная крытая галерея, ведущая к родзи, а слева виднеется уголок чайного павильона  /Илл. 219, 220/.

В зал можно попасть и через гэнкан, дорожка к которому, уложенная плитами из старого монастыря в Нара, ведёт от главных ворот /Илл. 221 – 223/. В конце идущего от гэнкана коридора открывается вид на сад с водоёмом. Но если не идти по этому коридору, а свернуть налево и потом направо, попадаешь в гостиную. Из неё виден сад с опорным камнем из храма Тюгудзи, основанного принцем Сётоку Тайси (574 – 622) и фонарём эпохи Камакура (1185 – 1333) /Илл. 224/.

За гостиной - зал с токонома /Илл. 225/. С энгавы, на которую выходят гостиная и зал, хорошо виден сад с восьмигранным фонарём окидоро и четырёхсторонним тёдзубати эпохи Камакура с изображением будды /Илл. 226/.

Третья дорожка, начинающаяся у главных ворот, ведёт направо, мимо трёхчастной пагоды к внутренним воротам /Илл. 227/, от которых направляется к длинной крытой галерее со скамьёй для ожидания, хотя согласно ритуалу к этой галерее следует проходить через внутренний гэнкан. У начала галереи установлен тёдзубати времён Камакура (1185 – 1333) с изображениями павлинов. Дальше по галерее видны ворота в сад /Илл. 228/.

От скамьи для ожидания, находящейся в конце галереи, дорожка ведёт через родзи, мимо двух сидений из окаменевших стволов камфорного дерева и фонаря с топкой, украшенной гербами кири-мон с цветами павлонии, к чайному павильону /Илл. 229 – 231/. Есть в родзи и тёдзубати, в качестве которого использован опорный камень от моста Миюкибаси /Илл. 232/.

Апофеозом  многочисленных митатэ (то, что вышло из употребления и применяется повторно не по назначению) в усадьбе является крышка саркофага, используемая в качестве камня для снятия обуви перед тясицу. Случайно или нет, но дно водоёма рядом с крышкой выложено красным камнем, и вода в этом месте напоминает кровь /Илл. 233/.

В воде перед тясицу установлен ещё один тёдзубати, из котла для выпарки соли. За ним, у моста через водоём, стоит фонарь для любования снегом с треугольной топкой, принадлежавший ранее основанному в XVI веке храму Рётокудзи. В правом верхнем углу фотографии виден главный дом /Илл. 234/. У противоположного конца моста, с другой его стороны, стоит фонарь окидоро эпохи Муромати (1336 — 1573), мимо которого проплывает каменная ладья /Илл. 235/.

Сад усадьбы с водоёмом, где плавают карпы, создан ландшафтным дизайнером Сано Эцусю. Он называется Сикунси-эн – «Сад четырёх благородных растений» - хризантемы, сливы, орхидеи и бамбука, чаще всего изображавшихся в живописи. Это название полно символики, связанной с растениями. Хризантема, наряду с долголетием, счастьем, красотой символизирует богиню Аматэрасу, начало всего сущего, расцвет духовности.  Бамбук – неколебимая стойкость. Слива зацветает ранней весной, мужественно преодолев невзгоды зимы, жизненные невзгоды. Орхидея – символ добродетельного, выдающегося человека, гармонии и изысканности.  Самое замечательное заключается в том, что иероглифы, которыми записываются эти растения, будучи поставленными в ряд в определённой последовательности – хризантема, бамбук, слива, орхидея, складываются в фамилию хозяина усадьбы – Китамура. В названии усадьбы Китамура  Киндзиро хотел выразить своё стремление к обретению качеств, достойных благородного мужа. В своей усадьбе Киндзиро вместе с женой практиковал тядо, превращая жизнь в искусство.

Сад Сикунси-эн называют «сокровищницей каменных изделий». В нём установлено около 60 художественных изделий из камня, представляющих высокую культурную ценность. Среди них самый старый в Японии датированный фонарь с выбитым на нём годом «3 год Катэй» (1237 г.) /Илл. 236/, большой барельеф Будды в саду перед галереей, относящийся к концу эпохи Хэйан (794 – 1185) /Илл. 237, 238/, небольшая пятичастная ступа XIII века из храма Дайнитидзи и рядом – маленькое надгробие с барельефами будды /Илл.239/.

Усадьба Китамура является примером сочетания главного дома в стиле сукия, но без чайной комнаты, с чайным павильоном для проведения церемонии тядо. Это может свидетельствовать о том, что архитектура сукия-дзукури в эпоху Сёва приобретает самостоятельную ценность, независимую от традиции чая сэнтя-до, с которой она была тесно связана, начиная с XVII века. В период Сева началось активное слияние тяною и сэнтя-до, поэтому все тенденции в прежнем их самостоятельном существовании были стерты. Началось шествие смешанной формы, получившей общее название - тяною.

 

Китамура Киндзиро. План

213. Китамура Киндзиро. План

 

Китамура Киндзиро.Дорожка к боковому входу

214. Китамура Киндзиро. Дорожка к боковому входу

 

Китамура Киндзиро. Боковой вход

215. Китамура Киндзиро. Боковой вход

 

Китамура Киндзиро. Коридор

216. Китамура Киндзиро. Коридор

 

Китамура Киндзиро. Цубо

217. Китамура Киндзиро. Цубо

 

Китамура Киндзиро. Общая комната

218. Китамура Киндзиро. Общая комната

 

Китамура Киндзиро. Общая комната

219. Китамура Киндзиро. Общая комната 2

 

Китамура Киндзиро. Чайный павильон

220. Китамура Киндзиро. Чайный павильон

 

Киндзиро. Главные ворота

221. Киндзиро. Главные ворота

 

Китамура Киндзиро. Дорожка к гэнкану

222 . Китамура Киндзиро. Дорожка к гэнкану

 

Китамура Киндзиро. Гэнкан

223. Китамура Киндзиро. Гэнкан

 

Китамура Киндзиро. Гостиная

224. Китамура Киндзиро. Гостиная

 

 Китамура Киндзиро. Зал с токонома

225. Китамура Киндзиро. Зал с токонома

 

Китамура Киндзиро. Вид с энгавы

226. Китамура Киндзиро. Вид с энгавы

 

Китамура Киндзиро. Пагода, внутренние ворота

227. Китамура Киндзиро. Пагода, внутренние ворота

 

Китамура Киндзиро. Тёдзубати

228. Китамура Киндзиро. Тёдзубати

 

Китамура Киндзиро.Скамьи для ожидания

229. Китамура Киндзиро. Скамьи для ожидания

 

Китамура Киндзиро. Родзи

230. Китамура Киндзиро. Родзи

 

Китамура Киндзиро. Чайный павильон

231. Китамура Киндзиро. Чайный павильон

 

Китамура Киндзиро. Тёдзубати в родзи

232. Китамура Киндзиро. Тёдзубати в родзи

 

Китамура Киндзиро. Крышка саркофага

233. Китамура Киндзиро. Крышка саркофага

 

Китамура Киндзиро. Сад перед чайным павильоном

234. Китамура Киндзиро. Сад перед чайным павильоном

 

Китамура Киндзиро. Сад перед чайным павильоном

235. Китамура Киндзиро. Сад перед чайным павильоном 2

 

Китамура Киндзиро. Фонарь 1237 года

236. Китамура Киндзиро. Фонарь 1237 года

 

Китамура Киндзиро. Барельеф Будды

237. Китамура Киндзиро. Барельеф Будды

 

Китамура Киндзиро. Барельеф Будды

238. Китамура Киндзиро. Барельеф Будды 2

 

Китамура Киндзиро. Пятичастная ступа

239. Китамура Киндзиро. Пятичастная ступа

Публикуется впервые

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


(0.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 07.06.2017
  • Автор: Зайцев А.Б.
  • Ключевые слова: сад, натурализм, лес, сукия, минка
  • Размер: 15.09 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Зайцев А.Б.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции


2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100